Гашкова Виктория Андреевна воспитатель
Конспект НОД "Путешествие в мир профессий"Путешествие в мир профессий Автор составитель: Гашкова Виктория Андреевна Екатеринбург 2015 Пояснительная записка Отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности, который охватывает и дошкольный период. Большое влияние на детей оказывает эмоциональное отношение взрослого к труду. Знакомство детей с трудом взрослых – это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально – эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми. Дети получают возможность расширить и уточнить знания о профессиях. Непринуждённая беседа взрослых с детьми обеспечивает развитие детского мышления, способность устанавливать простейшие связи и отношения, вызывает интерес к трудовой деятельности взрослых. Доброжелательность, заинтересованное отношение к детским вопросам, поощрение выступления в диалоге позволяют преодолеть в детях замкнутость, застенчивость, нерешительность. Дошкольный возраст один из самых важных этапов социализации личности. Это период, когда ребёнок хочет трудиться и с удовольствием включается в труд взрослых. Поэтому, он является наиболее благоприятным для приобщения детей к труду. В процессе ознакомления с трудом взрослых расширяется кругозор детей, пополняется словарный запас. Чем старше дети, тем больше их привлекает труд, протекающий за стенами детского сада. Постепенно дошкольники начинают повторять действия людей разных специальностей, моделируют профессиональное поведение. При ознакомлении детей с профессиями формируется сознательное отношение к труду, стремление к созидательной деятельности. Главное – показать детям социальный мир «изнутри» и помочь ребёнку накопить социальный опыт, понять своё место в этом мире.
Актуальность Труд- основа нашей жизни, нашего благосостояния. Знакомство с трудом взрослых необходимо начинать с дошкольного возраста. Труд взрослых заслуживает уважения и благодарности, а сделанные ими предметы и вещи надо беречь. Очень важно, чтобы дети понимали: любой труд почетен и нужен людям. Любая деятельность взрослых имеет результат труда для общества – быть здоровыми, лучше работать и отдыхать, красиво и удобно одеваться. Иметь красивую прическу, быть защищенными, находиться в безопасности. Дети дошкольного возраста очень мало знают о профессиях. Перед дошкольниками не стоит проблема выбора профессии. Но поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то дошкольный возраст можно рассматривать как подготовительный этап. Представления о профессиях у ребенка ограниченны его пока небогатым жизненным опытом: работа мамы и папы, воспитателя, продавца, но и об этих профессиях дети знают мало и поверхностно. Между тем в современном мире существует множество видов труда. Поэтому формирование представлений о мире труда и профессиях – это необходимый процесс социальной адаптации ребенка, который актуален в современном мире. Воспитание уважения к людям, интерес к природному и рукотворному миру, в котором ребенку предстоит жить, - единственная возможность формирования сознательного отношения к труду, стремления к созидательной деятельности. Воспитание у дошкольников ценностного отношения к труду взрослых, способствует сближению между детьми и взрослыми, большему пониманию ребенком мира взрослых. Конспект НОД по теме : «Путешествие в мир профессий» Возрастная группа: подготовительная группа Форма совместной деятельности: интегрированная детская деятельность Форма организации: групповая Цель: Формирование у детей знаний о многообразии профессий, понимание важности, роли труда взрослых в обществе и в жизни каждого человека. Задачи: Расширить представления детей о различных профессиях, дать понятие слову- профессия; формировать представления о роли современной техники в трудовой деятельности и жизни человека; Расширить и пополнить словарный запас детей, учить анализировать, обобщать и делать выводы; Воспитывать уважение к людям труда, способствовать формированию желания беречь результаты труда. Подготовительная работа: знакомство с различными профессиями, рассматривание сюжетных картинок, чтение стихов и художественной литературы, разучивание загадок и диалога, просмотр презентации «Удивительный мир профессий», беседы о том, кем дети хотят стать и почему. Оборудование: Картинки с изображениями людей разных профессий Фрукты и овощи (муляжи) Поварской колпак, шапочка для доктора, платок для сценки Инструменты для парикмахера и врача Мольберт, репродукции картин И.И.Шишкина, краски и кисти Продукты и товары для магазина Чудесный мешочек с инструментами и принадлежностями разных профессийОбразовательные области: социально-коммуникативное развитие познавательное развитие художественно-эстетическое развитие речевое развитие физическое развитие. Планируемый результат: - расширятся представления о мире, сформируется интерес к профессиональной деятельности человека, красоте человеческого творения - расширятся знания и представления детей о разнообразии современных профессий, их назначении, действиях, результатах деятельности, орудиях труда, результатах и значении разных профессий в жизни людей, их необходимости - сформируются потребности в чтении литературных произведений о профессиях - умение внимательно слушать и активно обсуждать, задавать вопросы и отвечать на них в пределах своей осведомленности и опыта; -умение делиться с педагогом и детьми своими впечатлениями. Вводная беседа. - Ребята, вы все когда-нибудь станете взрослыми, окончите школу, потом институт, обретёте профессию, по которой будете работать. А как вы понимаете, что такое профессия? ( ответы детей) - В толковом словаре сказано, что «Профессия – это основное занятие человека, его трудовая деятельность». - А кто-нибудь из вас уже думал, кем он хочет стать в будущем? ( ответы детей) - Конечно, выбор профессии – дело непростое и очень ответственное. Ведь выбирая её, вы выбираете дело на всю жизнь. А это значит, что профессия должна вас устраивать во всех отношениях. - И сегодня я предлагаю нам всем отправиться в небольшое путешествие в страну профессий. И попробовать каждому из вас свои силы в каком-то деле, примерить на себя ту или иную профессию, а ваши родители нам в этом помогут. - А на чем мы с вами будем путешествовать, вы узнаете, если отгадаете загадку: “Что за чудо – едет дом! И людей как много в нем!
Знакомство с профессией шофёр и кондуктор -Правильно! Мы поедем на автобусе. - Кто управляет автобусом? (шофер) Кто еще работает в автобусе? (кондуктор) Дети выбирают кто играет роль шофера и кондуктор, остальные дети становятся пассажирами. Дети из стульчиков строят “автобус” Знакомство с профессией парикмахера Первый пункт нашего путешествия, вы узнаете, отгадав загадку. 1ребёнок: У этой волшебницы, этой художницы, Не кисти и краски, а гребень и ножницы. Она обладает таинственной силой: К кому прикоснётся, тот станет красивый. - Правильно, моя мама парикмахер. Родитель: Я познакомлю вас с профессией парикмахера. Это очень интересная и творческая работа, ведь парикмахер каждый день делает разные прически. Ещё парикмахеры стригут, красят, завивают и укладывают волосы. Одним словом, они наводят красоту. Люди этой профессии должны быть аккуратными, вежливыми и выносливыми, ведь они целый день проводят на ногах. Воспитатель: У каждой профессии есть свои инструменты, то есть специальные предметы, которые нужны для выполнения своей профессиональной деятельности. Конечно же, такие инструменты есть и у парикмахера. - Задание такое: из представленных инструментов вам нужно отобрать те, которые нужны для работы парикмахера и объяснить, как пользоваться тем или иным прибором. (На столе лежат разные принадлежности, дети выбирают необходимые и объясняют). Знакомство с профессией повара. - Следующая загадка и наш следующий пункт остановки. 2 ребёнок: Ходит в белом колпаке С поварёшкою в руке. Он готовит нам обед: Кашу, щи и винегрет. -Правильно, моя мама повар. Родитель: Это очень важная и нужная профессия. Повар умеет готовить много вкусных и полезных блюд, умеет печь торты и пироги. Повар есть и в детском саду, и в школе, в больнице, на заводе, в кафе. Любой повар должен любить свою работу. Воспитатель: Каждый повар умеет не только хорошо готовить, но и безошибочно может определить на вкус разные продукты. Игра «Угадай на вкус». Игра покажет, есть ли у вас талант и способности к поварскому искусству, с закрытыми глазами, попробовав на вкус, нужно догадаться, что это за продукт. ( На столе тарелка, на которой кусочки разных продуктов: яблоко, банан, груша, морковь, мармелад, огурец, апельсин. Дети пробуют и угадывают). Знакомство с профессией врача. 3 ребёнок: Все болезни лечит он, С детства каждому знаком. Веселей смотри вокруг, Он ребятам – лучший друг. -Правильно, моя мама врач. Родитель: Я хочу рассказать вам о профессии врача. Это очень важная и необходимая работа. Если бы не было врачей, люди бы часто болели и могли умереть от разных болезней. Врачи бывают разные. Например, педиатр лечит детей, хирург делает операции, стоматолог лечит зубы, окулист проверяет зрение. Врачи должны быть смелыми, решительными и сильными. Сценка «На приёме у врача». За столом сидит врач (ребенок в халате и шапочке врача). Стук в дверь. Доктор: - Да, да, войдите. (В кабинет заходят бабушка и внучка). Бабушка: - Здравствуйте, доктор. Доктор: - Здравствуйте, проходите, пожалуйста. Что вас беспокоит? Бабушка: - Да вот, что-то глаза плохо видят. Доктор: - Давайте проверим зрение. (Показывает буквы, бабушка всё называет правильно). Доктор: - Бабушка, да у вас прекрасное зрение! Бабушка: - Да что вы, доктор? Это не у меня проблемы с глазами, а у моей внучки! - Отправляемся дальше Знакомство с профессией продавца. .4 ребёнок : Нам даёт товар и чек. Не философ, не мудрец И не суперчеловек, А обычный … (продавец). - Правильно, моя мама продавец. Родитель: Я расскажу вам о профессии продавца. Это очень интересная работа, потому что продавцы каждый день общаются с разными людьми. Люди этой профессии должны быть доброжелательными и внимательными с покупателями. Продавец должен рассказать о товарах и помочь покупателям выбрать их. Воспитатель: А сейчас наш продавец-консультант Настя поможет вам правильно выбрать товары. Перед вами лежат различные продукты. Я буду вам описывать качества какого-то определенного товара. Вам нужно отгадать его и положить в корзину. А Настя вам поможет при необходимости. Игра « Угадай по описанию» 1. Вкусное, полезное, может быть коровье или козье. (Молоко) 2. Сладкий, бывает молочный, чёрный и даже белый. (Шоколад) 3. Бодрящий, ароматный, может быть зеленый или черный. (Чай) 4. Молочный, фруктовый, с кусочками персиков, очень вкусный. (Йогурт) 5. Красное, спелое, сочное. (Яблоко) 6. Кислый, желтый, овальной формы. (Лимон) 7. Зубная, отбеливающая, лечебно-профилактическая. (Зубная паста) 8. Оранжевый, круглой формы, кисло-сладкий, вкусный. (Апельсин) 9. Зеленый, вытянутой формы, освежающий, сочный. (Огурец) Знакомство с профессией художника. 5 ребёнок: У меня есть близкий друг, Красит краской всё вокруг. На окне рисует дождик. Значит, вырастет … (художник). Воспитатель: Правильно, это художник. Художник – это творец, он создаёт прекрасные картины. Художники рисуют пейзажи, портреты, натюрморты. Они работают в мастерских или рисуют на природе. Художники делают нашу жизнь прекраснее. Игра «Ровным кругом». Вам нужно будет назвать профессию, которой принадлежит инструмент, который я достану из чудесного мешочка. Дети становятся в круг и, держась за руки, произносят: Ровным кругом друг за другом Мы идем за шагом шаг. Стой на месте, дружно, вместе Отвечай вот так! (Воспитатель достает из мешочка инструмент, называет ребенка, который должен ответить). Знакомство с профессией учителя. 6 ребёнок: Мелом пишет и рисует, И с ошибками воюет. Учит думать, размышлять, Как его, ребята, звать? - Правильно, моя мама учитель. Родитель: Я представляю вам ещё одну важную профессию – учитель. Если бы не было учителей и школ, все люди были бы неграмотными. Но учителя есть не только в школе. Наши первые учителя – это мама и папа. Они учат нас главным правилам в жизни. В школе учителя научат нас читать, писать, считать и многому другому. Учителем может стать и хороший друг. Своих учителей надо любить и уважать. Воспитатель: Предлагаю всем нам отправиться на экскурсию в одну необычную школу и познакомиться с удивительным, необыкновенно интересным учителем.
Инсценирование стихотворения Константина Льдова «Господин учитель Жук». Как-то летом на лужайке господин учитель Жук Основал для насекомых школу чтенья и наук. Вот стрекозы, мушки, мошки, пчёлы, осы и шмели, Муравьи, сверчки, козявки на урок к Жуку пришли. «А» - акула, «Б» - букашка, «В» - ворона, «Г» - глаза… Шмель и муха, не болтайте! Не шалите, стрекоза! «Д» - дитя, «Е» - единица, «Ж» - жаркое, «З» - зима… Повторите, не сбиваясь: «И» - игрушка, «К» - кума! Кто учиться хочет с толком, пусть забудет в школе лень… «Л» - лисица, «М» - мартышка, «Н» - наука, «О» - олень. «П» - петрушка, «Р» - ромашка, «С» - сверчок, «Т» - таракан, «У» - улитка, «Ф» - фиалка, «Х» - ходули, «Ц» - цыган. Так наш Жук, махая розгой, учит азбуке стрекоз, Мушек, мошек и козявок, мурашей, шмелей и ос. Итог занятия. - Вот и подошло к концу наше путешествие в страну профессий. Что же нового вы сегодня узнали? С кем бы вам хотелось поделиться этим? Все профессии, о которых мы сегодня говорили и те, о которых не успели сказать, очень важны и нужны всем людям. Нельзя выделить более необходимые и менее нужные профессии. Они все нужны. Ни одна профессия не может существовать отдельно от другой. Многие связаны между собой и помогают друг другу. Например, врач и медсестра, воспитатель и помощник воспитателя. - Но самое главное, что мне хотелось бы вам сказать, это то, что можно быть кем угодно: прекрасным врачом, умелым парикмахером, знающим поваром, водителем, учителем, но если у человека злое сердце, если он завистлив и эгоистичен, такой человек не принесет радости своим трудом. Поэтому я прежде всего желаю вам быть добрыми и отзывчивыми людьми. А профессию, мне кажется, вы выберете правильно, с умом, по зову сердца.
Список использованной литературы: 1. Артемова Л.В. «Окружающий мир в дидактических играх дошкольников». Издательство «Просвещение», 1992. 2. Виноградова Н.А. «Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников» М.:Айрис-пресс,2011. 3. Кондрашов В.П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие. Изд-во "Николаев", 2004. 4. Маханева М.Д., Скворцова О.В. Учим детей трудиться. М. ТЦ «Сфера», 2012. 5. Методическое пособие «Обучение и игра», М.: Мозаика – Синтез, 2004. 6. Морозова И.И., Пушкарева В.А. «Ознакомление с окружающим миром Из-во «Мозаика – Синтез», 2011. 7. Нефёдова К.П. Инструменты. Какие они? Пособие для воспитателей, родителей. М.: Издательство ГНОМ и Д, 2006. 8. Потапова Т.В. «Беседы с дошкольниками о профессиях» М.: Творческий центр, 2005. 9. Ушакова О.С. «Занятия по развитию речи в детском саду» Из-во: «Совершенство», 1998. 12 ноября 2015 в 19:50
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.